Работы

Солому для аппликаций заготавливают в конце лета, когда она приобретает все оттенки золотистого цвета. Делают это как до, так и после обмолота зерна. Более всего используется средняя часть стебля. Стебель, имеющий цилиндрическую форму, разделяется узлами

Солому для аппликаций заготавливают в конце лета, когда она приобретает все оттенки золотистого цвета. Делают это как до, так и после обмолота зерна. Более всего используется средняя часть стебля. Стебель, имеющий цилиндрическую форму, разделяется узлами (прочными перегородками) на междоузлия. Обычно узлы в ходе заготовок срезаются, в работе используются междоузлия. Надо заметить, что многие при заготовке соломы не обращают внимания на листья, располагающиеся около узлов. Их совершенно напрасно выкидывают, ведь они вполне могут пригодиться для создания в аппликациях определенного фона или для придания поделке нужного оттенка.

На первый взгляд кажется, что соломка имеет максимум два оттенка — золотистый и желтый. На самом деле насчитывают около 100 оттенков соломы: от зеленоватого и серебристого до красноватого, фиолетового и темно-коричневого.

Самой плотной считается ржаная солома, а мягкой — овсяная и пшеничная.

Обычно исходный материал не сразу идет в дело: прежде всего нужно заготовить соломенные ленты. Их обрабатывают холодным и горячим способами.

Самым простым считается холодный способ. Соломины разрезают вдоль ствола, потом раскрывают в стороны и в конце проглаживают с помощью колец ножниц. Нажим должен быть достаточно сильным. При холодном способе обработки ленты получаются Эластичными и блестящими.

Для обработки горячим способом понадобится утюг и стопка газет. Соломины помещают на газеты, на них сверху ставят горячий утюг. Нагреваясь от утюга, солома, распадается на узкие плотные ленты. Чтобы сделать их эластичными и широкими, нужно перед проглаживанием выдержать соломины в горячей воде (температура 60-80 °С), затем разрезать острым ножом вдоль ствола, раскрыть на обе стороны и, наконец, прогладить горячим утюгом.


Окрашивание в различные оттенки

В процессе работы над аппликацией возникает необходимость изменить оттенок соломки. Как уже говорилось, природные ее оттенки весьма разнообразны: от желтоватого до сиреневого и розового. Чтобы получить темно-коричневые оттенки, нужно подержать соломенные ленты некоторое время под горячим утюгом. Для этого ленты раскладывают на газеты и ставят на них утюг. Чем больше температура нагрева утюга и время выдержки, тем насыщеннее будет тон материала.

Если подготовленные ленты положить на противень или решетку и поставить их в горячую духовку, то можно получить цвета от коричневого до почти черного.

Для придания соломе золотисто-желтого оттенка нужно прокипятить ее в растворе питьевой соды; розоватый цвет получается в результате кипячения в растворе марганцовки. Яркие, насыщенные цвета получаются при окрашивании соломы анилиновыми красителями. Из других окрашивающих средств можно назвать морилку и цветные лаки.

Выбор фона и клея для аппликаций

В качестве фона можно использовать различные материалы, имеющие плотную фактуру. Это могут быть срезы дерева, доски, фанера, оргалит, картон, бархатная бумага и т. д.

Если выбрано дерево, то его лицевую поверхность можно отделать по-разному: окрасить масляной краской и покрыть мебельным лаком или обойтись благородной простотой — не красить вообще.

Цвета фона выбирают в зависимости от вкуса и желания: оттенки от черного до светло-зеленого и желтовато-коричневого.

Клеят соломку с помощью казеинового клея, БФ-2, «Уникума», «Момента» и т. д.