Жбанниковская (городецкая ) глиняная игрушка.
Простая, стилизованная, типичный предмет народного наивного искусства, не лишенная при этом символизма и архаичности образов.
Родившись в Городецком районе, Нижегородской области название свое игрушка получила от деревни Жбанниково, хотя делали ее и в близлежащих деревнях – Роймино, Проскурино,
Рыжухино, Смиркино, Старцево, Язвицы, Щадрино. Согласно археологическим данным, она датируется 13-м веком. Жбанниковская игрушка - это игрушка-свистулька, имеет три опоры - две небольшие
кругленькие ножки и 3-й опорой является свисток. Была и 4-х опорная игрушка – конь на 4-х ногах, воплощал его Сироткин Степан Григорьевич.
Образы свистулек как простые - архаичные, зооморфные – баран, конь, олень, лось, бык, петух, так и более сложные, мифологические и антропоморфные – птица Сирин, полкан, воин,
всадник с солдатом, гармонист. Любимые персонажи и сюжеты у каждого мастера были свои, по настроению и по цветовому решению.
Из единого кусочка глины мастер создает небольшой музыкальный инструмент. Делается полость, затем вытягивается глина для свистка, и залепляется – получается полая внутри основа для
игрушки. Определяется в игрушке верх и низ, по бокам осторожно делаются маленькие кругленькие ножки - подставки и начинается самое главное – рождение образа. Очень аккуратно, сильно
не нажимая на нутро, тянется глина наверх, и из получившегося кусочка глины уже вылепливаются голова и нужные детали образа - ушки, рожки. Тщательно отглаживается
получившийся персонаж и в конце работы мастер умелым движением с помощью палочки-стеки делает свисток. Два отверстия – одно под углом внутрь игрушки, второе - от свистка через первое
отверстие. Мастера говорят, « сто игрушек надо сделать, чтобы каждая звучала». Изделие сохнет и, как и всякая вещь из глины, работа требует обжига. В деревнях использовали
печи, или копали яму и делали костер.
Роспись игрушки довольно простая, но самобытная. Сначала одним цветом выполняется фон, а затем сверху тычками из поролона или ватной палочки наносится полоски разных цветов. Одна цветовая
полоса под другой – два, три, четыре цвета может быть на одной игрушке. Во время расцвета городецкой, хохломской росписи, на игрушку наносился и городецкий узор, и хохломские золотые
кудри.
Краски использовали масляные, и в завершении, игрушку покрывали лаком. Сейчас используют темперу, однако по сложившейся традиции, наносят сверху лаковое покрытие.
Свое развитие игрушка получает в 30-е годы 20-го века. С середины 20-века мастера придумывают и воплощают новые образы. Сейчас игрушкой занимаются как потомственные мастера, так и
ценители народного промысла. Изготовляют как традиционную свистульку, так и на основе свистка-дудки авторскую игрушку.
Игрушка - это свой мир образов, бытие русского народа и сопричастность к его цельной глубинной традиции. Рождаясь из Матери-земли, она проявляется в руках мастера и рождает свой мир.
Проникаясь архаикой образов, можно почувствовать отголоски чего-то забытого, непременно родного, близкого и очень цельного мира-бытия.