Жбанниковская (городецкая ) глиняная игрушка.
Простая, стилизованная, типичный предмет народного наивного искусства, не лишенная при этом символизма и архаичности образов.
 
Родившись в Городецком районе, Нижегородской области название свое игрушка получила от     деревни Жбанниково, хотя делали ее и в близлежащих деревнях – Роймино, Проскурино, Рыжухино, Смиркино, Старцево, Язвицы, Щадрино.  Согласно археологическим данным, она датируется 13-м веком. Жбанниковская игрушка - это игрушка-свистулька, имеет три опоры - две небольшие кругленькие ножки и 3-й опорой является свисток. Была и 4-х опорная  игрушка – конь на 4-х ногах,  воплощал его Сироткин Степан Григорьевич.
Образы свистулек как простые - архаичные, зооморфные – баран, конь, олень, лось, бык, петух,  так и более сложные, мифологические и  антропоморфные  – птица Сирин, полкан, воин, всадник с солдатом, гармонист. Любимые персонажи и сюжеты у каждого мастера были свои, по настроению и по цветовому решению.
Из единого кусочка глины мастер создает небольшой музыкальный инструмент. Делается полость, затем вытягивается  глина  для свистка, и залепляется – получается полая внутри основа для игрушки. Определяется  в игрушке верх и низ, по бокам осторожно делаются  маленькие кругленькие ножки - подставки и начинается самое главное – рождение образа. Очень аккуратно, сильно не нажимая на нутро, тянется  глина наверх,  и из получившегося кусочка глины  уже вылепливаются  голова и нужные детали образа - ушки, рожки. Тщательно отглаживается получившийся персонаж и в конце работы мастер умелым движением с помощью палочки-стеки делает свисток. Два отверстия – одно под углом внутрь игрушки, второе  - от свистка через первое отверстие. Мастера говорят,  « сто игрушек надо сделать, чтобы каждая звучала».  Изделие сохнет и,  как и всякая вещь из глины, работа  требует обжига. В деревнях использовали печи, или копали яму и делали костер.
Роспись игрушки довольно простая, но самобытная. Сначала одним цветом выполняется фон,  а затем сверху тычками из поролона или ватной палочки наносится полоски разных цветов. Одна цветовая полоса под  другой – два, три, четыре цвета может быть на одной игрушке. Во время расцвета городецкой, хохломской росписи, на игрушку наносился и городецкий узор, и хохломские золотые кудри.
Краски использовали масляные, и в завершении, игрушку покрывали  лаком. Сейчас используют темперу, однако по сложившейся традиции, наносят сверху лаковое покрытие.
Свое развитие игрушка получает в 30-е годы 20-го века.  С середины 20-века мастера придумывают и воплощают новые образы.  Сейчас игрушкой занимаются как потомственные мастера, так и ценители народного промысла. Изготовляют как традиционную свистульку, так и на основе свистка-дудки авторскую игрушку.
Игрушка - это свой мир образов, бытие русского народа и сопричастность к его цельной глубинной традиции. Рождаясь  из Матери-земли, она  проявляется в руках мастера и рождает свой мир. Проникаясь архаикой образов, можно почувствовать  отголоски чего-то забытого, непременно родного, близкого и очень цельного мира-бытия.